Понятия со словосочетанием «плавучий мост»

Связанные понятия

Плашкоут (нидерл. plaatschuit; от plaat — плоское + от schuit — лодка) или Флашкоут — несамоходное грузовое судно с малой осадкой и упрощённым очертанием наружной поверхности судна (обводом), барка с высокими бортами.
Петровский ретраншемент — вторая линия обороны со стороны суши, построенная близ Троицкой крепости в 1702 году по распоряжению Петра Великого.
Средства преодоления водных преград — совокупность инженерно-технических средств, машин, механизмов и материалов, применяющихся в ходе боевых действий для переправы войск через водные преграды. Средства преодоления водных преград входят в состав средств инженерного вооружения.
Батардó (фр. batardeau — временная плотина; перемычка; запруда; шандорное заграждение) — внешняя вспомогательная крепостная постройка, возводимая во рвах приречных крепостей, представляющая собой каменную или кирпичную плотину с водяными воротами в крепостном рве для преграждения доступа в ров воды или впуска воды в ров и регулирования её уровня на требуемой высоте.

Подробнее: Батардо
Во́лок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озёрами или реками, через который тащили суда — «волоком».
Катастрома — историческое название специальной платформы у древних гребных боевых кораблей (как правило трирем), которая располагалась на бимсах и пиллерсах на некоторой высоте над палубой. Катастрома усиливала продольную прочность судовой конструкции, прикрывала гребцов от вражеских стрел и позволяла увеличить количество перевозимых бойцов на корабле. Во время боя на ней можно было размещать дополнительные силы пехоты (гоплитов) и устанавливать разнообразные метательные орудия (баллисты, камнемёты...
Проран — свободная (не перекрытая) часть русла реки, предназначенная для пропуска воды реки при строительстве гидротехнического сооружения; либо узкий проток в косе, отмели или спрямленный участок реки, образовавшийся в результате прорыва излучины в половодье.
НЛП (Наплавной лёгкий парк) — понтонный парк, стоявший на вооружении Красной Армии. Предназначался для оборудования паромных и мостовых переправ, грузоподъёмностью от 3,5 до 12 тонн.
Ба́бий городо́к — историческая местность в Москве, на правом берегу реки Москвы, между современными Крымской набережной и Большой Якиманкой.
Равели́н (фр. ravelin, от лат. ravelere «отделять») — вспомогательное фортификационное сооружение, обычно треугольной формы, которое помещалось перед крепостным рвом между бастионами.
Чёртов мост (нем. Teufelsbrucke) — название трёх мостов через реку Рёйс в Швейцарии близ селения Андерматт, в Альпах, в 12 км к северу от перевала Сен-Готард.
Мокшан, Мокшана (от названия реки Мокша) — беспалубное парусное судно (барка) XVIII—XIX веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Форсирование водных преград — наступление с преодолением водной преграды, обороняющейся с противоположного берега противником.
Ба́рка (итал. barca, исп. barca, фр. barque) — большое несамоходное грузовое плоскодонное судно, применявшееся с начала XVIII века до конца XIX века на крупных водоёмах Российской империи.
Реакционный паром — канатный паром, использующий силу реакции течения реки вдоль фиксированного кабеля для перемещения судна по воде. Подобные паромы обладают лучшими ходовыми качествами по сравнению с обычными канатными, особенно при движении по рекам с сильным течением. Некоторые реакционные паромы используют воздушный кабель, подвешенный к башням на обоих берегах реки, другие — плавучую сейсмокосу, прикреплённую к одной якорной стоянке, которая может располагаться на берегу или в середине канала...
Во́дный мост — мост для судоходства, пересекающий другой водный путь — реку, канал.
Бече́вни́к (бичевник, бечева́я) — сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате (обычно несамоходных барж), называемом бечевой или бичевой.
Железные караваны — речная флотилия, осуществлявшая грузовые перевозки в Европейскую часть России с металлургических заводов Урала в 1703—1918 годах.
Учуг — под этим именем ещё со времен монгольского владычества на Волге и Урале известны сплошные перегородки реки, устраиваемые с целью удержания поднимающейся вверх по реке рыбы и лова её или в оставляемых в них пролётах, или близ Урала, где рыба скапливается. Обыкновенно такие перегородки делались из ряда свай, вбиваемых поперек течения реки, и промежуточных между ними звеньев из набитых в дно реки деревянных же шестов.
Па́узок — речное плоскодонное парусно-гребное судно, которое было распространено на северных реках России. Они имели одну мачту, длина корпуса до 24 метров и грузоподъёмность до 120 тонн. Обычно они сопровождали большие суда и использовались для снятия с них и перегрузки перевозимых товаров и груза на мелководье.В эпоху речных пароходов паузки использовались для снабжения углем.
Аванпорт (фр. avant-port): * внешняя часть порта, защищённая от волнения естественными (мыс, коса) или искусственными (молы, волноломы) укрытиями;
Бударка (будара; от славянского слова «буда» — плетёнка) — плетёная транспортно-грузовая или рыболовная парусно-гребная лодка, распространённая на Балтийском, Азовском и Каспийском морях и впадающих в них реках. Строительство таких лодок продолжалось до конца XIX — начала XX века.
Потесь (часто также говорят «гре́бя» или, просторечно, «гребло́») — прави́льное (рулевое) весло. Изготовляется из бревна длиной 20—25 метров.
Ретраншемент, в некоторых источниках ретраншамент (фр. retrancher «укрепить, обнести окопами») — фортификационное сооружение, внутренняя оборонительная ограда, расположенная позади какой-либо главной позиции обороняющихся, позволяющее обстреливать пространство за нею и принуждающее противника, овладевшего главной позицией, вести дальнейшую атаку.
Струг — русское плоскодонное парусно-гребное судно (барка), XI — XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.
Сторожевая линия — комплекс сигнальных, караульных и оборонительных сооружений, непрерывных на всём протяжении вдоль государственных границ.
Апроша, Апроши, Аппроши фр. approche — сближение) или подступы (нем. Laufgraben) — глубокие зигзагообразные продолговатые рвы (траншеи) с внешнею насыпью, служащие для безопасного приближения к атакованному фронту крепости или другого укрепрайона, которые служат для прикрытого от выстрелов сообщения с параллелями, промежуточными узлами и осадными батареями; поэтому апроши называли также «ходами сообщений». Со временем последнее название практически вытеснило предыдущее.
Напо́льная сторона́ — обращённая к полю, незащищённая естественными преградами сторона городов-крепостей, феодальных замков. Искусственно укреплялась засеками, рвами, валами, а часто и крепостными стенами.
Брянчка или брянская лодка — историческая разновидность барки, применявшаяся в XIX веке. Обычно они использовались для транспортировки разнообразных товаров (железа, пеньковых канатов и т. п.) сплавным судоходством по реке Десна от Брянска до Херсона.
Мостострое́ние, Строительство мостов — сооружение инженерных конструкций, обеспечивающих транспортным средствам и людям проезд/проход через природные и рукотворные препятствия: реки, проливы, долины, овраги, каньоны, каналы, водотоки, другие дороги, и соединяющие в единую сеть подобные транспортные системы.
Фала (лат. phala или fala) — большая деревянная осадная башня, на которой устанавливалась метательная машина (катапульта) для обстреливания камнями, брёвнами, копьями и стрелами осаждаемых пунктов.
Прам (нидерл. praam — плоскодонное судно и дат. pram — баржа) — крупное плоскодонное артиллерийское парусно-гребное судно, применявшееся в качестве плавучей батареи.
Барбака́н (по-русски отводна́я стре́льница) — фортификационное сооружение, предназначенное для дополнительной защиты входа в крепость.
Брод — неглубокое место в реке или ручье, по которому можно пересечь их пешком, верхом или на автомобилях.
Пристань — специально оборудованное место для причаливания (стоянки) речных судов у берега на внутренних водных путях. Предназначается для посадки-высадки пассажиров и перегрузочных операций в период навигации. Обычно имеет 1—2 причала.
Ледовая переправа — это переправа (дорога, путь), проложенная по ледяному покрову рек, озер, морей и других водных преград (водных объектов).
Тет-де-пон (фр. Tête de pont — «голова моста», нем. Brückenkopf) в военном деле — предмостное укрепление, плацдарм, используется преимущественно для создания защитного периметра, в котором могут размещаться войска или имущество, чтобы способствовать дальнейшему увеличению завоеванной территории или служить запасной точкой на случай угрозы поражения.
Вере́йка (англ. wherry) — тип небольшой узкой лодки, традиционно использовавшейся в Англии для перевозки пассажиров через реки или в гавани. Изначально гребная лодка с распашной греблей — одним веслом. Употребляются также как прогулочные шлюпки. В редких случаях оснащены рангоутом и парусом. Отличается лёгкой и красивой постройкой и скоростью хода на вёслах и под парусами.
Долблёнка (также однодеревка, моноксил, комяга, комельник, дубовка и т. д.) — гребная, реже со съёмной мачтой плоскодонная лодка, выдолбленная из единого ствола дерева. Обычно не имеет киля. Долблёные лодки выделывают из кряжей стволов толстых деревьев. Обычно бортам придаётся желаемая форма посредством расширения их с помощью вымачивания, последующего нагревания над костром и распирания тонкими пружинящими распорками.
Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин.
Блокга́уз (нем. Blockhaus «бревенчатый дом») — фортификационное огневое сооружение, приспособленное для ведения кругового ружейного и артиллерийского огня и для проживания гарнизона.
Ду́бель-шлю́пка — небольшое парусно-гребное военное судно в русском флоте XVIII века, предназначенное для действий на реках, в лиманах и вблизи побережья морей.
Гребное судно — судно, оснащённое вёслами и приводимое в движение мускульной силой.
Ушкуй — историческое название новгородских плоскодонных речных судов, известных примерно с ХIII по XV век. Этимология этого термина, предположительно, связана с поморским словом «ошкуй» означавшим «белый медведь».
Крепостна́я ба́шня — оборонительная постройка, составная часть крепостных оград (стен) в древние и Средние века.
Завозня (завозная лодка или заводня) — большая плоскодонная лодка, которая использовалась для переправы через Дон и Волгу грузов и экипажей до появления в XIX веке полноценных паромов (пароходов).
Остро́г — фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 — 6 метров.
Гусяна или гусянка — это грузовое судно (барка), предназначенное для перевозки различных грузов.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я